Вирус папилломы человека

вирус папилломы человека

Вирус папилломы человека (HPV) — наиболее распространенная вирусная инфекция, вызывающая изменения роста тканей как доброкачественного, так и злокачественного характера.

Классификация ВПЧ

На сегодняшний день, ученые выявили более сотни видов папиллома-вирусов. Они классифицируются медиками по степени онкогенной активности, то есть вероятности возникновения у носителя вируса онкологических образований:

• Высокая степень возникновения онкозаболевания – 16, 18, 45 и 56 типы (определяются приблизительно у 50-70% заболевших раком шейки матки и влагалища);
  • Средняя степень риска – 31, 33, 35, 51, 52, 58 типы;
  • Низкая степень риска – 6, 11, 42, 43, 44 типы;
  • Неонкогенные типы ВПЧ – 1, 2, 3, 5.

Симптомы ВПЧ

Основными симптомами наличия этого заболевания являются:

• аногенитальные бородавки — плоские и остроконечные кондиломы, вульгарные бородавки;
  • бородавки (кондиломы, на ножке, плоские, остроконечные) на лице, кистях рук, в подмышечных впадинах;
  • опухоли Бушке-Левенштейна – предраковое образование, способное разрастаться не только наружу, но и вовнутрь тканей;
  • снижение иммунитета.

Последствия инфицирования ВПЧ

Вирус папилломы у женщин опасен не только для самой пациентки, а и для ее будущего потомства. ВПЧ может передаваться новорожденному от матери. Кроме того, в силу анатомических особенностей аногенитальные бородавки у женщин обнаруживаются далеко не сразу. Они могут в течение нескольких лет приводить к микротравмам при половых контактах, а так же повышать степень риска онкологического образования на половых органах. Основная проблема, которую несет вирус папилломы человека у женщин - опасность развития рака шейки матки. Вирус папилломы у мужчин приводит к образованию бородавок столь же часто, как и у женщин. Так же, как показывают последние исследования карцинома полового члена (рак), в трех случаях из четырех вызывается этими же вирусами.

Причины заболевания

ВПЧ передается при половых контактах, возможен бытовой путь передачи, а также заражение новорожденного при прохождении через инфицированные родовые пути матери.

Основными причинами, по которым вирус активизируется, следует считать:

• многочисленные половые контакты, особенно в раннем возрасте (в силу особенностей развития слизистой оболочки влагалища);
  • анальные половые контакты (из-за высокой частоты травм слизистой оболочки прямой кишки и анального отверстия);
  • вирус часто обнаруживается у сексуально активных подростков, не применяющих презервативы;

К факторам риска также относятся: неразборчивость в половых связях, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Инфицирование папилломами обычно протекает параллельно с инфицированием вирусом простого герпеса (как следствие снижения противовирусного иммунитета).

Диагностика

Диагностируется заболевание в первую очередь визуально – путем обнаружения кондилом, плоских бородавок.

В случае наличия аногенитальных бородавок рекомендуется:

• кольпоскопия (осмотр шейки матки) у женщин с применением различных сосудистых и эпителиальных проб (расширенная кольпоскопия);
  • урестроскопия;
  • биопсия (метод забора пораженных клеток для проведения тестов) с целью исключения предракового состояния тканей и наличия раковых клеток;
  • цитологическое исследование мазков из шейки матки;
  • гистологическое исследование;
  • метод цепной реакции (ПЦР) – один из современных методов исследования, заключающийся в поиске чужеродной (вирусной в данном случае) ДНК в пробах.

В нашей клинике выявление вируса папилломы проходит с типированием всех онкогенных типов методом ПЦР. При ранней диагностике изменений используется расширенная кольпоскопия, а также микроскопия (классическое онкоцитологическое исследование).

Лечение ВПЧ

Так как медикаментозных препаратов, полностью избавляющих от наличия ВПЧ в организме, пока не существует, лечение преследует цели:

• нормализации иммунного статуса, позволяющего избежать опасных последствий развития ВПЧ;
  • удаление папиллом и очагов их разрастания.

Возможны следующие методы удаления папиллом:

• классическое хирургическое вмешательство (скальпель);
  • лазерная терапия;
  • криотерапия (прижигание холодом);
  • радиоволновая хирургия (наиболее современный метод).
  • нанесение медицинских препаратов, способствующих угнетению роста кондилом и подавлению развития вирусной инфекции.

Так же рекомендуется проведение курса общеукрепляющей терапии. Хороший терапевтический эффект достигается на фоне комбинированной терапии с использованием современных противовирусных и мощных иммуномодулирующих препаратов.

Профилактика ВПЧ

Тактика предупреждения онкопоражений, стимулируемых ВПЧ, должна проходить в следующем режиме:

• проведение хотя бы однократного обследования на наличие вируса папилломы человека, если ведется половая жизнь.
  • при выявлении заражения папилломой, нужно не менее одного раза в полугодие наблюдаться у гинеколога (проходя кольпоскопию и онкоцитологического исследование).

Для девушек и юношей рекомендуется выполнение прививки от ВПЧ.