Травматолог-ортопед

Прием врача - ортопеда 300 руб.

Нехирургическое лечение деформирующего артроза

Остеоартроз — хроническое прогрессирующее заболевание суставов, характеризующееся развитием дегенеративных изменений в суставном хряще, изменений в подлежащей костной ткани, образованием краевых разрастаний (остеофитов), приводящее в к нарушению подвижности в суставе и сопровождающееся выраженным болевым синдромом. Наиболее часто поражаются крупные суставы: плечевой, локтевой, тазобедренный, коленный, голеностопный.

Рентгенологические признаки остеоартроза встречаются у большинства лиц старше 45 лет. Cуществуют ряд способов лечения, позволяющие людям, больным остеоартрозом вести нормальную, полноценную жизнь.

Хирургическое лечение остоартроза требуется только в 25% случаев. Выбор метода лечения осуществляется во время консультации врачом-ортопедом. В  нашей клинике осуществляется полный комплекс нехирургического лечения остеоартроза (назначение лекарственной терапии, физиотерапевтические методы лечения: парафинотерапия, озонотерапия, лазеротерапия, гирудотерапия, иглорефлексотерапия; внутрисуставное введение препаратов).

Современным и высокоэффективным способом лечения остеоартроза является внутрисуставное введение лекарственных препаратов, которые оказывают хороший эффект при воспалительных заболеваниях суставов. Наиболее часто применяемым препаратом является дипроспан.

При возникновении болей в колене, вызывающих подозрение на гонартроз («отложение солей», «боль в колене») прежде всего необходимо обратися к грамотному врачу-специалисту, пройти обследование и вместе со специалистом составить план лечения, поскольку поражения сустава, напоминающие артрозные, возникают при многих других заболеваниях и требуется точная дифференциальная диагностика с подбором оптимального лечения. Врачи многопрофильной клиники «АндроМеда» помогут Вам справиться с болью.

Клиническая картина

Клиника заболевания определяется местными симптомами в области наиболее пораженных суставов. Артроз начинается как моноартикулярное заболевание, но через некоторое время обычно включаются и другие суставы, чаще всего те, которые компенсаторно брали на себя повышенную механическую нагрузку, чтобы разгрузить первоначально заболевший сустав. Обычно доминирует болевой синдром, также отмечается изменение формы сустава и нарушение его функции.

Как правило артроз начинается постепенно, исподволь. Ранние признаки болезни неотчетливы, больной часто не может определить давность своего заболевания. Первыми симптомами являются преходящая кратковременная тугоподвижность в пораженном суставе после покоя, небольшие боли, возникающие при физической нагрузке. Отмечаются слабость, быстрая утомляемость регионарных мышц, крепитация в суставе. По мере развития болезни симптоматика прогрессирует; тугоподвижность и скованность становятся более длительными, усиливаются суставные боли, крепитация переходит в грубый интраартикулярный хруст.

Болевой синдром, наиболее частный и выраженный синдром артроза — явление неоднородное и включает в себя ряд причинных факторов. Причинами боли при артрозе могут являться реактивный синовит, фиброз капсулы сустава, воспалительный процесс в мягких околосуставных тканях, рефлекторный спазм близлежащих мышц, нарушения микроциркуляции, особенно при затруднении венозного кровотока в субхондральной кости.

В целом для заболевания характерен механический ритм болей — возникновение боли в вечерние часы под влиянием дневной физической нагрузки и стихание за период ночного отдыха, что связано со снижением амортизационных способностей хряща и снижением способности костной суставной поверхности к нагрузкам — при этом происходит прогибание костных балок в сторону спонгиозной кости.

Возможны непрерывные тупые ночные боли, связанные с венозным стазом в субхондральной спонгиозной части кости и повышением внутрикостного давления. Данные боли исчезают при ходьбе. Возможна кратковременная «стартовая» боль, возникающая после периода покоя и проходящая вскоре на фоне двигательной активности. Стартовые боли могут возникать при трении суставных поверхностей, на которых оседает хрящевой детрит. При первых движениях в суставе детрит выталкивается в суставную полость и боли значительно уменьшаются или прекращаются полностью.

Прогрессирующий фиброз сутавной капсулы ведет к сдавлению нервных окончаний, результатом чего являются боли при определенных движениях, связанные с растяжением капсулы. Реактивный тендобурсит также влияет на зависимость возникновения боли от движений. При этом часто наблюдаются характерные для сустава болевые зоны, определяющиеся пальпаторно, такие как передняя поверхность плечевого сустава, внутренняя поверхность коленного сустава — область «гусиной лапки». Рефлекторный спазм близлежащих мышц может вызывать также постоянные боли при любом движении в суставе. Возможна так называемая «блокада сустава» или «застывший сустав» — бысто развивающийся резко выраженный болевой синдром, вследствие появления «суставной мыши» — костного или хрящевого отломка с ущемлением его между суставными поверхностями. При этом резкая боль лишает больного возможности сделать малейшее движение в данном суставе.

При движении в суставах отмечается «интраартикулярный хруст» — крепитация, одной из причин которой считают неконгруэнтность суставных поверхностей.

Периодически под влиянием провоцирующих факторов, прежде всего при механических перегрузках сустава отмечается реактивный артрит, обусловленный синовитом и воспалительным периартикулярным отеком. При наличии синовита помимо постоянной боли в суставе как при движении так и в покое, характерны утреннняя скованность, припухлость сустава, локальное повышение кожной температуры. Обострения синовита с развитием заболевания учащаются.

В большинстве случаев течение артроза длительное, хроническое с медленным нарастанием симптомов. Постепенно усиливается деформация суставов за счет развития остеофитов, фиброзно-склеротических и гипотрофических изменений параартикулярных тканей. Если на ранней стадии артроза нарушения функции сустава обусловлены болевым синдромом и рефлекторным спазмом мышц, то при прогрессировании заболевания на снижение объема движений в суставе также влияют сухожильно-мышечные контрактуры, остеофиты, внутрисуставные «свободные тела». В конечном итоге нарушение конгруэнтности суставных поверхностей, слабость сухожильно-связочного аппарата, гипотония и атрофия региональных мышц способствуют возникновению подвывихов.